«Взгляд европейского бизнес-сообщества на перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза»
Ассоциация европейского бизнеса представляет интересы более 600 европейских компаний, ведущих свой бизнес на территории Российской Федерации. АЕБ предпринимает активные действия, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране и укрепление статуса России в качестве одного из мировых деловых центров. В Ассоциации функционируют на постоянной основе более 40 комитетов и рабочих групп, которые представляют ключевые отрасли экономики и являются эффективными посредниками в диалоге между государством и бизнесом.
Вопросы таможенного регулирования и развития транспортной инфраструктуры чрезвычайно важны для компаний-членов АЕБ, ведущих и планирующих свой бизнес в России. Данные вопросы всегда являются наиболее актуальными и обсуждаемыми в рамках работы как отраслевых (автомобильный, энергетический, банковский, авиационный и др.), так и межотраслевых (транспорта и таможни и др.) комитетов Ассоциации. Эксперты Комитета по транспорту и таможне на постоянной основе проводят анализ действующих и разрабатываемых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере транспорта и в области таможенного дела, а также их практического применения с учётом лучших международных и российских практик. На основе проведённого анализа Комитет вырабатывает рекомендации по снижению рисков ведения бизнеса, готовит предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
В последние годы российское таможенное законодательство и таможенная практика находятся в процессе заметных изменений. Функционирование Таможенного союза в целом можно назвать успешным: увеличивается товарооборот во взаимной торговле, ликвидированы таможенные границы и пункты принятия уведомлений внутри Таможенного союза. В странах союза действует Единый таможенный тариф (ЕТТ), в который на регулярной основе вносятся изменения в соответствии с обязательствами России при присоединении к ВТО.
Реализуется и совершенствуется план мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию таможенного администрирования, который готовился при непосредственном участии бизнеса и рассчитан на период до 2018 г.
В мае 2014 г. был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который свидетельствует о новом этапе интеграции. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как единый надгосударственный орган проводит работу по совершенствованию системы таможенного администрирования и обеспечению единого применения таможенного законодательства в государствах-членах Таможенного союза, в будущем – Евразийского экономического союза.
В настоящее время следует констатировать, что сдерживающим фактором остается сохранение принципа резиденства, которое не дает возможность создавать конкуренцию таможенного администрирования стран-участниц. Кроме того, в связи с введением наднациональных норм таможенного регулирования значительно усложнились процедуры внесения актуальных изменений в таможенное законодательство. Ярким примером является крайне затянувшийся процесс принятия нормы о применении 5-летнего срока истечения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате таможенных платежей до 1 июля 2010 г.
АЕБ считает необходимым внедрить формализованную процедуру общественного обсуждения проектов международных договоров и решений ЕЭК до вынесения проектов документов на внутригосударственное согласование.
Продолжается работа по совершенствованию института Уполномоченного экономического оператора. Эксперты Комитета АЕБ по транспорту и таможне активно принимают участие в доработке отдельных положений Кодекса по данному вопросу. Можно ожидать, что данный инструмент приблизит практику таможенного администрирования к мировой, поскольку институт является одной из наиболее перспективных новаций в таможенном законодательстве Таможенного союза.
Другим не менее важным вопросом для успешного функционирования Евразийского экономического союза – является реализация концепции механизма «единого окна».
В настоящее время главами государств Таможенного союза принято решение об основных направлениях развития механизма «единого окна». ЕЭК приступил к планированию реализации основных направлений внедрения механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности. Мы хотели бы, чтобы «единое окно» позволяло упростить таможенные процедуры, снизить количество запрашиваемых документов, а также, чтобы подача документов осуществлялась однократно. Вместе с тем, как мы понимаем, вопрос «единого окна» не только технический, но и организационно–правовой.
Пользуясь случаем, я хотел бы обратить Ваше внимание, уважаемые коллеги, еще на один важный вопрос, волнующий бизнес. Компании-члены АЕБ, а это добросовестные участники ВЭД, убеждены, что ответственность участников внешнеэкономической деятельности за технические или методологические ошибки должна ограничиваться минимальным размером штрафа, который должен выполнять функцию предупреждения. Именно эти принципы соразмерности наказаний за таможенные правонарушения установлены и успешно действуют в ВТО. Мы надеемся, что данные принципы будут заложены в законодательстве Таможенного Союза и Евразийского экономического союза в будущем. Легальный бизнес признает: любое доверие в таможенной сфере предполагает также обеспечение надлежащего контроля и неотвратимость наказания за нарушение таможенных правил. Однако исключением должны стать ситуации, когда декларантом самостоятельно выявлены нарушения, не имеющее вредных последствий, допущенное им в результате ошибки. Если декларант добровольно и своевременно заявил о ней и устранил ее путем внесения изменений в декларацию после выпуска товаров, он не должен привлекаться к ответственности, так как данный подход противоречит положениям Киотской конвенции. Соответствующие предложения по внесению изменений в Главу 16 Кодекса об административных правонарушениях были подготовлены и направлены АЕБ в адрес ФТС ранее.
Надежное и предсказуемое функционирование системы международного транзита является чрезвычайно важным условием эффективной реализации транзитного потенциала страны.
Следует обратить внимание, что неоднозначность ситуации с применением Конвенции МДП 1975 г. на территории Российской Федерации вызывает серьезную озабоченность у членов АЕБ и ее международных торговых партнеров, представителей бизнес-сообществ и транспортных операторов.
Сегодня, из 107 международных пунктов пропуска книжки МДП принимаются без требования дополнительных гарантий и проведения дополнительных форм таможенного контроля только на 8, включая МАП «Брусничное»
и «Светогорск» Выборгской таможни, а также шесть пунктов пропуска Карельской и Мурманской таможен. Компании и перевозчики вынуждены во многих случаях менять маршруты перевозок, что приводит к удорожанию транспортной составляющей и отражается на конечной цене товара для потребителей. Транзитные перевозки с использованием книжек МДП через территорию РФ в третьи страны (Казахстан, Южный Кавказ, Средняя Азия) существенно затруднены.
Поскольку в настоящее время какие-либо нормативные акты, ограничивающие применение Конвенции МДП в России отсутствуют, мы надеемся, что в ближайшее время ситуация будет разрешена.
Нам известно, что Российская делегация при участии ФТС России на заседании руководящих органов Конвенции МДП в октябре 2014 г. в Женеве, сообщила, что АСМАП продолжает функционировать в качестве признанной
национальной ассоциации, в полном соответствии с положениями Конвенции МДП.
Известно, что АСМАП, в свою очередь, подтвердил готовность реализации возможностей по предоставлению дополнительного обеспечения и согласованию дополнительных условий по списанию денежных средств со счетов объединения. Предложения ФТС России по внесению изменений в отдельные положения Конвенции МДП также поддержаны Международным Союзом Автомобильного транспорта (IRU).
АЕБ выражает уверенность, что снятие ограничений по применению Конвенции МДП на всей территории России и активная совместная работа всех заинтересованных сторон по совершенствованию положений Конвенции будут способствовать прояснению и сближению позиций, расширению сотрудничества и укреплению связей в интересах содействия взаимной торговле, дальнейшего развития транспортной отрасли и эффективной реализации транспортно-логистического и транзитного потенциала на национальном и глобальном уровне.
РТА:НАУКА
27.11.14