В ближайшие пять лет работу бизнеса с контролирующими органами в Евразийском экономическом союзе существенно упростят. Облегчит жизнь участникам ВЭД механизм «Единого окна».
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Таможенное регулирование в рамках Евразийского экономического союза» в рамках I Международной конференции «Перспективы развития Евразийского экономического союза». Как сообщил корреспонденту ПРОВЭД и.о. начальника Северо-Западного таможенного управления Юрий Лямкин, таможня уже сейчас готова работать в рамках механизма «Единого окна».
«Механизм «Единого окна» в большей части уже реализован. Единственная проблема, которая остается нереализованной – это информационная подпитка таможенных органов для принятия решения в этом самом «Едином окне». Я говорю о пунктах пропуска. То же самое происходит и при декларировании товаров. Если бы у нас информация была предоставлена в полной мере от иных государственных контролирующих органов и поступала своевременно, то мы уже сегодня могли бы реализовать этот механизм. Эта концепция и модель предусмотрена в законе «О таможенном регулировании» Российской Федерации. Знаю, что эта функция успешно реализована таможенными органами в Республике Беларусь. Она была реализована раньше, но в пунктах пропуска мы работаем по-разному. В Беларуси по-прежнему функции по транспортному контролю передаются, по иным видам контроля специалисты остаются, и они принимают решения. Есть разница в подходах реализации принципа «Единого окна». В целом, мы уже готовы работать с «Единым окном», и если сегодня это будет прописано в рамках Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, то мы все реализуем», – сообщил Юрий Лямкин.
По словам Сергея Мозера, советника Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, в ближайшее время в ФТС России на согласование будет отправлен проект реализации «Единого окна». «Это достаточно серьезный и интересный документ, который не стыдно показывать», – отметил он. «Создана рабочая группа, в состав которой вошли представители органов государственной власти сторон: это и таможенные органы, и финансовый блок, и министерства связи, транспорта. Мы планируем, что в течение пяти лет будет реализован механизм «Единого окна», который позволит участникам ВЭД, таможенным органам и заинтересованным лицам осуществлять взаимодействие посредством компьютера. Например, я хочу получить статус Уполномоченного экономического оператора. Для этого мне нужно собрать и представить документы, прибыть в таможню и совершить еще множество действий. В рамках «Единого окна» нужно будет просто сесть за рабочее место, заполнить форму, отправить в таможню. Если есть какие-либо сведения у таможни, сопряженные с деятельностью уполномоченного экономического оператора на предмет соблюдения требований и условий, то это – не проблема участника ВЭД. Где должностное лицо таможенных органов возьмет эти сведения, если эта информация ранее была представлена в таможню, либо в налоговые органы или транспортную инспекцию, не должно волновать участника ВЭД. Данный механизм позволит упростить взаимодействие бизнеса с таможней и контролирующими органами и, как мы предполагаем, упростит процедуру торговли», – отметил Сергей Мозер.
Doing business
Участники конференции выразили разное отношение к рейтингу Doing business. По словам Юрия Лямкина, в этом плане Россия уверенно продвигается вперед. «Если говорить о рейтинге Doing business, то мы в России успешно движемся вперед, потому что есть «дорожные карты», есть распоряжения правительства, которые нас направляют в этом процессе. Мы меняем сроки оформления как в пунктах пропуска транзитных партий товаров и при основном декларировании. Существует пошагово прописанная программа, в которой четко указывается, что и в какие сроки нужно делать. Меняется нормативная база по вопросам обязательного предоставления документов в бумажном виде. В большей части мы уже сами готовы работать без предоставления документов в бумажном виде, но не всегда готов к этому бизнес», – отметил и.о. начальника Северо-Западного таможенного управления.
По мнению Сергея Мозера, система оценки Doing business несовершенна. «В этом году Республика Казахстан понизила свой рейтинг на 28 позиций, а Российская Федерация увеличила на 29 пунктов. Вопрос: означает ли это, что система таможенного администрирования и регулирования в Казахстане хуже, нежели в России? У нас же единое таможенное регулирование. О чем идет речь? На мой взгляд, данная методика для анализа таможенного администрирования абсолютно не подходит. Ее просто нет», – резюмировал Сергей Мозер.
Автор: Ксения Содько
e.mail : k.sodko@proved-partner.ru