СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Sergei Mozer

ENGLISH

IMPROVEMENT OF CUSTOMS REGULATION: FORMATION OF THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DIGITAL CUSTOMS INSTITUTE BASED ON APPROACHES OF THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION


Мозер Сергей Владимирович 

moser@teloneum.ru

Заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссииконтактное лицо по взаимодействию со Всемирной таможенной организацией, Старший научный сотрудник НИИ Российской таможенной академии, кандидат юридических наук

Опубликовано: Проблемы экономики и юридической практики. – № 4 (август). – 2019 г. (ВАК)  – с. 182-191. (Ознакомиться с оригиналом)

Facebook

© С.В. Мозер, 2019

При использовании материала ссылка обязательна

Аннотация

Задача

Исследовать существующие подходы Всемирной таможенной организации (ВТамО) по совершенствованию таможенного регулирования для формирования  теоретических основ правового института цифровой таможни.  

Выводы

Представленная статья раскрывает актуальные вопросы развития института цифровой таможни во ВТамО. На основе изучения рабочих материалов Политической комиссии ВТамО 2015 года автором классифицируются предложения, видения по созданию цифровой таможни. Данная классификация рекомендуется как фундамент для последующего создания теоретических основ анализируемого института таможенного права.

Социальные последствия

Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение

Приведенная в статье классификация актуальных вопросов формирования цифровой таможни, а также соответствующие пояснения представляют интерес для проводимой в Евразийской экономической комиссии в настоящий момент работы по созданию правовой концепции цифровой таможни в государствах-членах ЕАЭС. 

Оригинальность/ценность

Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО и является одной из первых публикаций на пространстве ЕАЭС по проблематике цифровой таможни в рамках деятельности ВТамО.    

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Политическая комиссия ВТамО, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня.

Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, WCO Policy Commission,  e-Customs, digital Customs,  customs regulation, customs administration, international customs law, customs.

       На сегодняшний день в теории международного,  административного и таможенного права отсутствуют фундаментальные теоретические исследования, которые формализуют, раскрывают, характеризуют институт электронной или цифровой таможни в рамках таможенного регулирования. Для целей организации работы Экспертной группы ЕЭК по подготовке первоначального документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни»[1] нами были исследован значительный массив научных публикации по вопросу развития института электронной таможни. Если брать российский сегмент науки в области таможенного дела, то, как правило, такие исследования идут в фарватере нормативного регулирования Федеральной таможенной службы, а выводы и рекомендации за редким исключением не апеллируют к зарубежному опыту таможенного администрирования или правовым инструментам и средствам Всемирной таможенной организации в рассматриваемой области. В свою очередь научные разработки института цифровой таможни практически отсутствуют.  

            Мы не утверждаем безапелляционно, что внешние подходы и предложения к развитию института электронной или цифровой таможни обязательно идеальны. Мы исходим из тезиса, что для формирования и модернизации данного института необходимо обратиться к существующему многообразию правовых  инструментов, подходов, мнений, позиций, вариантов, которые предлагаются международным таможенным сообществом в анализируемой области. И с учетом этого сформировать свой эталон, модель, в том числе региональную модель, концепцию, программу мероприятий развития института цифровой или электронной таможни. Следует подчеркнуть, что государства-члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в рамках совершенствования таможенного администрирования развивают институт электронной таможни, но не цифровой. Иное не вытекает из анализа нормативных правовых актов таможенных администраций наших стран, рабочих материалов ЕЭК, а также аналитики в СМИ.  

         Несмотря на это обстоятельство, на экспертном уровне происходит понимание того, что электронная таможня – это эволюционный этап, предшествующий цифровой таможне, умной

 

-182-

 

таможне. Причем каждый из этапов характеризуется набором особенностей, характеристик, решений – правовых, организационных, технических, технологических. В этом контексте возникает ряд вопросов. Например, в Стратегии развития российской таможни до 2030 года речь должна идти об «электронной» или «цифровой таможне»? Возможно, удобно не замечать разделение упомянутых эволюционных этапов и выдвигать тезис, что электронная и цифровая таможня – одно и то же явление. Ибо в противном случае потребуется серьезная работа по внесению соответствующих изменений, как минимум,  на нормативном уровне. А, возможно, что «игра» слов просто не стоит затрат, несмотря на то, что ещё в 2014г. Всемирная таможенная организация (далее – ВТамО) подняла проблематику создания института цифровой таможни.[2] По нашему мнению, большую часть вопросов можно было бы снять при наличии фундаментальных теоретических разработок, теории права, где рассматривается правовой институт электронной и цифровой таможни. К сожалению, такие комплексные теоретические и практические исследования за некоторыми исключениями[3] отсутствуют.

         Указанные обстоятельства определяет актуальность настоящей статьи.

       В ранее опубликованном исследовательском материале были  классифицированы актуальные вопросы института цифровой таможни во ВТамО.[4] Напомним, что затронутая проблематика совершенствования таможенного регулирования была рассмотрена на уровне Политической комиссии ВТамО (далее – ПК) 7 – 9 декабря 2015 г. в Пуна-Кана (74-е заседание). Упомянутая классификация представляет собой сформированную автором группировку (21 пункт) мнений, подходов, видения экспертов высокого уровня на заседании ПК по отдельным темам в рамках исследования вопроса формирования института цифровой таможни в государствах-членах ВТамО.[5]

         В целях разработки теоретических основ института цифровой таможни, которая является важным инструментом совершенствования таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС, рассмотрим предметно каждый из выделенных элементов в комплексе.     

  1. Понятийный аппарат. Анализ материалов заседания Политической комиссии позволяет сделать вывод о подходах к формированию понятийного аппарата цифровой таможни.  Обратим внимание, что понятийный аппарат это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.[6] В любом исследовании, на наш взгляд, важно определиться с точным толкованием какого-либо понятия, несущим в себе чёткий, фиксированный смысл.[7] Понятие – это одна из основных форм человеческого мышления, которая отражает в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира, выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях (дефинициях).[8] В нашем случае таким понятием является «цифровая таможня». Мы полагаем, что прежде чем проводить дискуссии о темах раскрывающих содержание цифровой таможни, принципиально важным является определение «цифровой таможни», которое содержит четкий фиксированный смысл этого явления. Несмотря на то что, этот вопрос глубоко не затрагивался на заседании ПК, из всего обилия материалов мы выделили следующий подход, который несколько позже позволит нам сформировать варианты определения:     

         цифровая таможня является всеобъемлющим средством (англ. enabler – фактор, пособник),[9] способствующим объединению различных ключевых и возникающих вопросов таможни в повестке дня ВТамО, таких как электронная коммерция, оценка эффективности и обмен информацией.[10]

         Обратим внимание, что для данного случая цифровая таможня выступает средством, которое фактически объединяет актуальные вопросы таможенного администрирования, находящиеся на повестке дня ВТамО.  Например, если апеллировать к словам К. Микурия, генерального секретаря ВТамО, озвученным в ходе 74-го заседания ПК, то понятие «цифровая таможня» можно толковать как средство, которое среди прочего касается (1) управления изменениями, (2) административно-правовых (организацион-ных) вопросов функционирования современной таможни, а также (3) использования цифровых технологий.[11]

         Важно также понять, что цифровая таможня не отождествляется на 100% с информационными коммуникационными технологиями (далее – ИКТ), равно как и инструментами, средствами, которые разработаны международным таможенным сообществом по линии ИКТ. В то же время, в понятийном контексте, отсутствуют ответы на вопрос о цифровой таможне как системе, и какие элементы ее формируют. Таким образом, продолжается формирование подходов к формированию понятийного аппарата цифровой таможни в рамках функционирования различных рабочих органов ВТамО.

  1. Цифровизация таможни. Делегаты ПК, дискутируя о проблематике цифровизации современной таможни, затронули вопрос взаимосвязанности и способах преодоления цифрового разрыва. По их мнению цифровизация должна рассматриваться как часть «интегрированной таможенной» системы. При этом цифровая таможня представляет собой средство, а не самоцель, и цель должна состоять не в том, чтобы оцифровать существующие бюрократические процессы, а в первую очередь проанализировать их для достижения наилучшего возможного результата (Item 235; Doc.SP0550E1a). Другими словами, речь идет об оптимизации бизнес-процессов (таможенных операций) современной таможни.

 

Ознакомиться с полным текстом статьи в журнале

 

Другие публикации автора