Правомочия таможенных органов как агентов валютного контроля. Судебная практика

Cтарший научный сотрудник

НИЦ Российской таможенной академии

канд. юридич. наук Сергей Мозер

moser@teloneum.ru

В последнее время актуальным вопросом в области валютного регулирования является функции таможенных органов как агентов валютного контроля. Сфера таможенного дела имеет свою особую специфику, незнание которой, порою приводит к вынесению неквалифицированных решений судами в рамках судопроизводства по спорам между таможенными органами, территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и участниками внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим частный случай.

В рамках рассмотрения дела[1] по существу Арбитражный суд города Москвы (далее — суд) пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ составлен лицом, которое не было уполномочено составлять такой протокол.

По мнению суда, в силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы. Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  26.07.2006г. № 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными  операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Суд делает вывод, что таможенные органы выступают агентами валютного контроля только в случаях осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций перед и во время прохождения таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Суд уточняет, что протокол об административном правонарушении от 17 мая 2012 г. составлен Московской таможней, в то время как таможенная декларация № 10408100/290811/0006753 была принята 29 августа 2011 г.

По мнению суда, Московская таможня не имела права в данном случае возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по названной декларации и осуществляемых начиная с этой даты.

По существу принятого решения Арбитражным судом г.Москвы необходимо пояснить следующее:

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006г. №459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

В соответствии с Федеральным законом № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования (пп.10 п.1. ст.12).

В соответствии с пп.31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), под таможенным контролем понимают совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения  таможенного законодательства таможенного союза и законодательств государств-членов таможенного союза.

П. 5. Ст. 94 ТК ТС установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный контроль, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза со дня регистрации таможенной декларации или  иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы (п. 4 ст. 96 ТК ТС).

В соответствии с п 3-4 ст. 98 ТК ТС для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств – членов  Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и  бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

В контексте решения Арбитражного суда г.Москвы от 24 августа 2012 года особо следует обратить внимание на то, что в соответствии с действующим таможенным законодательством таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего кодекса (ст. 99 ТК ТС). Одной из форм таможенного контроля является проверка документов и сведений (п. 1 ст. 110 ТК ТС).

Пп. 2 П. 1  Приказа ФТС России № 125 от 05.02.2009 г. «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»  (в целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов органов валютного регулирования, за счет введения системы ежемесячного планирования проверок на основании информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, и в соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459)  начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить организацию проведения подразделениями валютного контроля, а также подчиненными таможенными постами проверок соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности таможенного органа, на основании, в т.ч. информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов.

Этим же приказом ФТС России начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обязаны обеспечить возбуждение уполномоченными лицами дел об административных правонарушениях в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (П. 5 Приказа ФТС России № 125 от 05.02.2009 г.)

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП России перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы по статье 15.25 КоАП России, устанавливается ФТС России. Данный перечень предусмотрен Приказом ФТС России от 1 марта 2012 г. № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

Статьей 28.1 КоАП России установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.8 КоАП России о действии законодательства об административных правонарушениях в пространстве административной ответственности, предусмотренной статьей 15.25 КоАП России, подлежат лица, совершившие соответствующие административные правонарушения на территории Российской Федерации.

Исходя из изложенного, должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в случае обнаружения при осуществлении контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, достаточных данных, указывающих на нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенных на территории Российской Федерации.

Следует также отметить, что таможенные органы в своей деятельности при осуществлении функций агентов валютного контроля руководствуются письмом ФТС России от 10 января 2008 г. N 01-11/217 «О направлении методических рекомендаций по квалификации валютного законодательства».

Общие выводы:

1.Действующее таможенное законодательство разделяет категории таможенный и валютный контроль как меры государственного регулирования.

2. Действующее законодательство не обуславливает (не ограничивает) осуществление функций таможенных органов как агентов валютного контроля только при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данные функции реализуются в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Проведение таможенного контроля возможно после выпуска товаров.

4. Сроки проведения таможенного контроля после выпуска товаров ограничены трехлетним периодом.

5. Позиция суда о том, что таможенные органы выступают агентами валютного контроля только в случаях осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций перед и во время прохождения таможенного контроля обосновано в части попытки суда увязать действия таможенных органов (как агентов валютного контроля) в контексте таможенных операций, сопряженных с осуществлением таможенного контроля. Т.е. функции валютного контроля реализуются в рамках (параллельно) таможенного контроля.

При этом следует учитывать, что функции (обязанности) таможенных органов как агентов валютного контроля не связаны периодом времени, в течение которого резиденты и нерезиденты валютных операций осуществляют таковые.

Например, в соответствии с условиями экспортного контракта расчеты могут быть осуществлены после выпуска товаров. Факт помещение товара под таможенную процедуру экспорта не означает окончание таможенного или валютного контроля, сопряженного с осуществлением мер государственного регулирования по контролю за репатриацией валютной выручки.

Суд не учел то обстоятельство, что таможенный контроль после выпуска товаров может быть осуществлен в течение трех лет.

6. Действующее таможенное и валютное законодательство не ограничивает правомочия таможенных органов составлять протоколы по делам об административных правонарушениях как агентов валютного контроля  после выпуска товаров.

7. Позиция суда об ограничении правомочий таможенного органа как агента валютного контроля возбудить дело об административном правонарушении в отношении валютных операции (в связи с ранее осуществленным выпуском товаров и фактом регистрации таможенной декларации в таможенных органах) является необоснованной.

Источники:

  1. Решение Московского арбитражного суда. Дело № А40-96958/12 , 122-465 от 24 августа 2012 г.
  2. Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от  26.07.2006г. № 459.
  3. Федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза.
  5. Приказ ФТС России № 125 от 05.02.2009 г. «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности».
  6. Приказ ФТС России от 1 марта 2012 г. N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
  7. Письмо ФТС России от 10 января 2008 г. N 01-11/217 «О направлении методических рекомендаций по квалификации валютного законодательства»

[1] По заявлению ООО «Домис-Л» (ОГРН 1037704042298; 123298, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 1, корп. 1А) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (ОГРН 1047796509672; 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 452-12/2480М от 05 июня 2012 г.