Армения может внести серьезный вклад в создание международного цифрового рынка

Процесс информатизации затрагивает все больше и больше сфер, а как он себя проявляет в ЕАЭС в целом и в Армении в частности?
К. Минасян – Мы говорим уже не об информатизации, а о следующей фазе – цифровизации. Чем они отличаются? Берется бизнес-процесс, при помощи особого программного обеспечения переводится в “цифру” и таким образом осуществляется процесс информатизации. Сейчас уже происходят принципиально новые изменения, меняется модель управления, меняется модель ведения бизнеса. Когда они меняются, мы уже говорим не о неком аналоговом процессе, который надо в “цифру” перевести, а о том, что надо принципиально по-новому выстраивать бизнес-процесс. Многие звенья просто из этого процесса могут выпадать. Лучший пример этого реализован не в государственных технологиях, а в бизнесе. Это системы заказа такси Uber или «Джиджитакси» (gg), когда целый блок диспетчерских посредников убирается в “цифру”, модель взаимодействия таксист-потребитель действует напрямую. Это экономит большое количество ресурсов и повышает эффективность деятельности в 3-4 раза для тех же предпринимателей. Машины практически не простаивают и гораздо эффективнее используют свое время работы. Такие процессы происходят во всех сферах, производительность повышается, конкурентоспособность повышается. Если в своих странах мы этого делать не будем, то за 5-10 лет неизбежно отстанем от всего, что происходит в мире.


Вы привели пример Uber и gg, в то время как таких межгосударственных компаний из стран ЕАЭС мало, вспоминается лишь Яндекс.Такси. Как вы считается что мешает созданию единой информативно-коммуникативной системы на пространстве ЕАЭС?

К. Минасян – Наверное, нужно больше задумываться об этом и начать говорить об общей стратегии. Сейчас мы основные направления реализации цифровой повестки обсуждаем на площадке ЕЭК. Наши вице-премьеры уже договорились о проведение совместной политики. Мы должны давать возможность нашим национальным компаниям в “цифре” выходить на евразийские рынки, создавать дополнительные возможности для того, чтобы они могли продвигаться. Естественно, таким маленьким cтартапам, как наш գգ или Zangi, а в глобальном масштабе они маленькие, надо давать возможность реализовать свой потенциал на евразийском рынке. Мы должны понимать, что цифровой рынок границ не имеет, и любой бизнес, который реализуется в “цифре” изначально должен быть международным. Поэтому у Армении очень большой потенциал в этом направлении. Но нам надо проработать все эти проекты.Много говорится о большом таланте и потенциале армянских программистов, но отмечается их малая численность. По вашему мнению, в какой области наши специалисты могли бы быть максимально эффективными для рынка ЕАЭС?

К. Минасян – Программисты, на мой взгляд, это узкая специализация во всем бизнесе информационных технологий. Мне кажется, что в Армении большой потенциал в выстраивании архитектур, в решении сложных технологических задач. Программист – это все-таки человек, который определенным образом реализует описанный процесс в “цифре”. Здесь у нас компетенция не лучше, чем в Белоруссии. Именно программистов там гораздо больше – в этой сфере работает 50 тысяч человек, и они конкурентны на глобальном рынке. Наши компании специализируются на сложных задачах, их решении, на трансформации бизнес-процессов, т.е. на самом сложном этапе цифровизации. Я беседовала с технологами, они говорят: “Вы мне сформулируйте задачу, я её сразу в “цифру” переведу”. Сформулировать эту задачу, правильно поставить её, придумать новую модель поведения – вот здесь мы можем быть сильными.

Все же каким вы видите ЕАЭС через 10 лет, и какова будет роль Армении в этой организации?

К. Минасян – 2025 год – это рубеж в нашей интеграции, зафиксированный в договоре о ЕАЭС. К этому году у нас предусматривается единый финансовый рынок, единый энергетический рынок, единый рынок услуг. То есть мы к 2025 году стремимся прийти полноценной экономической интеграцией. Для этих 8 лет есть очень серьёзная задача. Поэтому, я думаю, что к этому времени будет более сильный и цифровой Евразийский союз.